ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования (историография и источниковедение древнего и средневекового Китая)»Типы исторических дисциплин: основные, специальные и вспомогательные. Содержание понятий «историография» и «источниковедение». Исторический источник (содержание понятия). Классификация исторических источников: 1. Повествовательные источники (официальные династийные истории, неофициальные истории, исторические заметки, мемуары, письма); 2. Документы (дипломатическая и военная документация, императорские указы, доклады трону); монеты и печати как своеобразный тип документов, эпиграфика (стелы); 3. Ритуально-юридические источники. Методы определения подлинности исторических источников. История изучения китайских источников. Переводы, основные историографические исследования и справочники. Первые памятники китайской эпиграфики. Гадательные надписи (бyцы), их значение для изучения древней истории Китая, история китайской письменности. Чжоуские печати. Надписи на бронзовых сосудах, бытовые надписи. Указы и эдикты древних правителей (гао). Эдикт Пань-гэна, «Великое обращение» («Да гао») Чэн-вана. Древнейшие декларации, манифесты. «Великий закон управления» («Хун фань»). «Два уложения», «Три плана». Письменная фиксация имеющегося устного материала в древнейших памятниках китайской литературы: «Шуцзине», «Шицзине», «Ицзине», «Лицзи», «Юэцзине». Записи (чжи, цзи) историографов (ши) на бамбуке. Произведения в жанре «чуньцю». «Вёсны и осени царства Лу», вопрос о принадлежности данного произведения Конфуцию. Начало оформления конфуцианской доктрины историописания. Наиболее известные комментарии к «Вёснам и осеням царства Лу». Развитие социально-исторической конфуцианской концепции в трактате «Мэн-цзы» (III в. до н. э.). Идея смены «мандата Неба» и «цикличности истории». Применение натурфилософских учений об инь-ян, пяти первоэлементов в китайской историографии. Цзоу Янь (III в. до н. э.). Сюнь-цзы (III в. до н. э.). Толкование им понятия «древность», его представление о неизменности исторического процесса. Отражение новых черт в жизни китайского общества. Исторические воззрения военных авторов (бин-цзя). Легистская концепция в китайской историографии VII—III вв. до н. э.). «Гуань-цзы», «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), «Ханьфэй-цзы». Идея деспотической власти, апология войн. Отношение легистов к древности. «Люй ши чуньцю» («Вёсны и осени господина Люя» (III в. до н. э.). Развитие китайского общества, консолидация китайского этноса и как следствие — попытки преодоления локальности ранних исторических трудов; первые общекитайские хроники (ок. III в. до н. э.), «Чжушу цзинянь» («Погодные записи на бамбуковых дощечках»), «Цзочжуань» («Комментарий Цзо Цюмина»). Попытки усмотрения определённой связи между отдельными историческими событиями в «Го юй» («Речи царств», IV—III вв. до н. э.) и отражение событий в общекитайском масштабе в «Чжаньго цэ» («Планы сражающихся царств», I в. до до н. э.). Создание в III—II веках общегосударственных хранилищ книг и документов «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (145—869 гг. до н. э). Синкретизм исторических воззрении Сыма Цяня: сочетание хронологического принципа историоописания с описательным и биографическим, наличие авторских ремарок в тексте. Структура «Исторических записок»: «Основные записи» («Бэнь цзи»), «Хронологические таблицы» («Бяо»), «Трактаты» («Чжи»), «Наследственные дома» («Шицзя»), «Биографии» («Лечжуань»). Работы академика В. М. Алексеева по древнекитайской историографии. Повторение структуры «Шицзи» в «Истории династии Хань» («Ханьшу») Бань Гу (32—92 гг.). Официальные образцовые династийные истории («Чжэн ши»). Задачи и приёмы составления династийных историй. Многообразие жанров китайской историографии в средние века: хроники «цзи»), родословные отдельных домов и семей («цзя пу»), описание мест («фан чжи»), неофициальные истории. Политико-экономические своды: «Тундянь» («Всеобъемлющий свод» (VIII в.), «Тунчжи» (XII в.), «Вэйсянь тункао» (XIV в.). Биографические труды. Комментаторская литература. Появление с V—VI вв. новых систематических хроникальных записей, составляемых придворными чиновниками: «Записи о деятельности и отдыхе императоров» («Ци цзюй чжу»), «Записи о делах правления («Ши чжэн цзи»), «Ежедневная хроника» («Жи ли»), «Правдивые записи» («Шилу»), «Описания дел государственных» («Го ши»), обобщающие все имеющиеся придворные хроникальные записи. Появление новых жанров исторической литературы в VII—XII вв. «Описание событий с начала и до конца (цзи ши бэньмо), «отдельные или разные истории» (беши, цзаши), «Частные истории (еши), описания мест, семей и домов. «Всеобщее зерцало, управлению помогающее» Сыма Гуана (1019—1086). Сочинение «Главные устои всеобщего зерцала» («Тунцзянь ганму»), структура произведения: раздел «Цянь бэн» («Предварительные записи») Цзиньлюй Сяна (XIII в.), второй раздел «Чжэн бянь» («Записи об основных событиях»), написанный Чжу Си (1130—1200). Новаторство Чжу Си: деление текста по принципу «основ» и «частностей», выделение легитимных и нелегитимных династий в китайской истории. Особенности неоконфуцианских исторических произведений. Кризис китайской историографии во второй половине XVII века.
Список основной литературы к экзамену1. Вайштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М., 1964. 2. Васильев К. В. Планы сражающихся царств (Исследование и переводы). М., 1968. 3. Вяткин Р. В. О традициях в китайской историографии / Роль традиций в истории и культуре Китая. М, 1972. 4. Го юй (Речи Царств): пер. с кит. В. С. Таскина. М., 1987. 5. Доронин Б. Г. Столичные города Китая. Учебное пособие. СПб., 2001. 6. Доронин Б. Г. Историография императорского Китая 17—18 вв. СПб., 2002. 7. Доронин Б. Г. Китай 17—18 вв. Проблемы историографии и источниковедения. Учебное пособие. Л., 1988. 8. Ефимов Г. В. Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая, часть I. Л., 1965. 9. Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., СПб, ЛГУ, вып. I—XXI. 10. Историческая наука в КНР. М.,1981. 11. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). Пер. Л. С. Переломова. М., 1968. 12. Конрад Н. И. Синология. М., 1977. 13. Конфуций. «Лунь юй». Исслед., пер. с кит., комм. Л. С. Переломова. 14. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970. 15. Кучера Ст. Древнейшая и древняя история Китая: Древнекаменный век. М., 1996. 16. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М., 1993. 17. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. 18. Позднеева Л. Д. Древнекитайская литература. / Литература Дальнего Востока. М., I962. 19. Попов И. С. Китайский философ Мэн-цзы. М., 1998 (репринт). 20. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М., 1999. 21. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947. 22. Смолин Г. Я. Источниковедение древней истории Китая. Л., 1987. 23. Сыма Цянь. Исторические записки («Шицзи»). Перевод и комментарий Вяткина Р. В. и Таскина B. C. Т. I— . М., 1972—19 . 24. Цзинь Юэфу. Чжунго шисюэ ши. (История китайской историографии). Шанхай, 1962. 25. Шицзин, Пер. Штукина А. А. М.,1957. 26. Штейн В. М. «Гуань-цзы». Исследования и перевод. М., 1959. 27. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». М.,1960. 28. Historians of China and Japan. London, 1962. 29. Legge J. Chinese classics with a Translation, Critical and Exegetical notes, Prolegomena and Copious Indexes in Seven Volumes. Hongkong, London, Oxford, 1865—1895. |