Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Программы кандидатских экзаменов Версия для печати Отправить на E-mail
01.04.2006

ПРОГРАММА
кандидатского экзамена по специальности 07.00.09
«Историография, источниковедение и методы исторического исследования (историография и источниковедение древнего и средневекового Китая)»

Типы исторических дисциплин: основные, специальные и вспомогательные. Содержание понятий «историография» и «источниковедение».

Исторический источник (содержание понятия). Классификация исторических источников:

1. Повествовательные источники (официальные династийные истории, неофициальные истории, исторические заметки, мемуары, письма);

2. Документы (дипломатическая и военная документация, императорские указы, доклады трону); монеты и печати как своеобразный тип документов, эпиграфика (стелы);

3. Ритуально-юридические источники.

Методы определения подлинности исторических источников.

История изучения китайских источников. Переводы, основные историографические исследования и справочники.

Первые памятники китайской эпиграфики. Гадательные надписи (бyцы), их значение для изучения древней истории Китая, история китайской письменности. Чжоуские печати. Надписи на бронзовых сосудах, бытовые надписи.

Указы и эдикты древних правителей (гао). Эдикт Пань-гэна, «Великое обращение» («Да гао») Чэн-вана. Древнейшие декларации, манифесты. «Великий закон управления» («Хун фань»). «Два уложения», «Три плана».

Письменная фиксация имеющегося устного материала в древнейших памятниках китайской литературы: «Шуцзине», «Шицзине», «Ицзине», «Лицзи», «Юэцзине».

Записи (чжи, цзи) историографов (ши) на бамбуке. Произведения в жанре «чуньцю». «Вёсны и осени царства Лу», вопрос о принадлежности данного произведения Конфуцию. Начало оформления конфуцианской доктрины историописания. Наиболее известные комментарии к «Вёснам и осеням царства Лу».

Развитие социально-исторической конфуцианской концепции в трактате «Мэн-цзы» (III в. до н. э.). Идея смены «мандата Неба» и «цикличности истории». Применение натурфилософских учений об инь-ян, пяти первоэлементов в китайской историографии. Цзоу Янь (III в. до н. э.).

Сюнь-цзы (III в. до н. э.). Толкование им понятия «древность», его представление о неизменности исторического процесса. Отражение новых черт в жизни китайского общества.

Исторические воззрения военных авторов (бин-цзя).

Легистская концепция в китайской историографии VII—III вв. до н. э.). «Гуань-цзы», «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), «Ханьфэй-цзы». Идея деспотической власти, апология войн. Отношение легистов к древности. «Люй ши чуньцю» («Вёсны и осени господина Люя» (III в. до н. э.).

Развитие китайского общества, консолидация китайского этноса и как следствие — попытки преодоления локальности ранних исторических трудов; первые общекитайские хроники (ок. III в. до н. э.), «Чжушу цзинянь» («Погодные записи на бамбуковых дощечках»), «Цзочжуань» («Комментарий Цзо Цюмина»).

Попытки усмотрения определённой связи между отдельными историческими событиями в «Го юй» («Речи царств», IV—III вв. до н. э.) и отражение событий в общекитайском масштабе в «Чжаньго цэ» («Планы сражающихся царств», I в. до до н. э.). Создание в III—II веках общегосударственных хранилищ книг и документов

«Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (145—869 гг. до н. э). Синкретизм исторических воззрении Сыма Цяня: сочетание хронологического принципа историоописания с описательным и биографическим, наличие авторских ремарок в тексте. Структура «Исторических записок»: «Основные записи» («Бэнь цзи»), «Хронологические таблицы» («Бяо»), «Трактаты» («Чжи»), «Наследственные дома» («Шицзя»), «Биографии» («Лечжуань»).

Работы академика В. М. Алексеева по древнекитайской историографии.

Повторение структуры «Шицзи» в «Истории династии Хань» («Ханьшу») Бань Гу (32—92 гг.). Официальные образцовые династийные истории («Чжэн ши»). Задачи и приёмы составления династийных историй.

Многообразие жанров китайской историографии в средние века: хроники «цзи»), родословные отдельных домов и семей («цзя пу»), описание мест («фан чжи»), неофициальные истории. Политико-экономические своды: «Тундянь» («Всеобъемлющий свод» (VIII в.), «Тунчжи» (XII в.), «Вэйсянь тункао» (XIV в.). Биографические труды. Комментаторская литература.

Появление с V—VI вв. новых систематических хроникальных записей, составляемых придворными чиновниками: «Записи о деятельности и отдыхе императоров» («Ци цзюй чжу»), «Записи о делах правления («Ши чжэн цзи»), «Ежедневная хроника» («Жи ли»), «Правдивые записи» («Шилу»), «Описания дел государственных» («Го ши»), обобщающие все имеющиеся придворные хроникальные записи.

Появление новых жанров исторической литературы в VII—XII вв. «Описание событий с начала и до конца (цзи ши бэньмо), «отдельные или разные истории» (беши, цзаши), «Частные истории (еши), описания мест, семей и домов.

«Всеобщее зерцало, управлению помогающее» Сыма Гуана (1019—1086).

Сочинение «Главные устои всеобщего зерцала» («Тунцзянь ганму»), структура произведения: раздел «Цянь бэн» («Предварительные записи») Цзиньлюй Сяна (XIII в.), второй раздел «Чжэн бянь» («Записи об основных событиях»), написанный Чжу Си (1130—1200). Новаторство Чжу Си: деление текста по принципу «основ» и «частностей», выделение легитимных и нелегитимных династий в китайской истории. Особенности неоконфуцианских исторических произведений.

Кризис китайской историографии во второй половине XVII века.


Список основной литературы к экзамену

1. Вайштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М., 1964.

2. Васильев К. В. Планы сражающихся царств (Исследование и переводы). М., 1968.

3. Вяткин Р. В. О традициях в китайской историографии / Роль традиций в истории и культуре Китая. М, 1972.

4. Го юй (Речи Царств): пер. с кит. В. С. Таскина. М., 1987.

5. Доронин Б. Г. Столичные города Китая. Учебное пособие. СПб., 2001.

6. Доронин Б. Г. Историография императорского Китая 17—18 вв. СПб., 2002.

7. Доронин Б. Г. Китай 17—18 вв. Проблемы историографии и источниковедения. Учебное пособие. Л., 1988.

8. Ефимов Г. В. Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая, часть I. Л., 1965.

9. Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., СПб, ЛГУ, вып. I—XXI.

10. Историческая наука в КНР. М.,1981.

11. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). Пер. Л. С. Переломова. М., 1968.

12. Конрад Н. И. Синология. М., 1977.

13. Конфуций. «Лунь юй». Исслед., пер. с кит., комм. Л. С. Переломова.

14. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.

15. Кучера Ст. Древнейшая и древняя история Китая: Древнекаменный век. М., 1996.

16. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М., 1993.

17. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

18. Позднеева Л. Д. Древнекитайская литература. / Литература Дальнего Востока. М., I962.

19. Попов И. С. Китайский философ Мэн-цзы. М., 1998 (репринт).

20. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М., 1999.

21. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947.

22. Смолин Г. Я. Источниковедение древней истории Китая. Л., 1987.

23. Сыма Цянь. Исторические записки («Шицзи»). Перевод и комментарий Вяткина Р. В. и Таскина B. C. Т. I— . М., 1972—19  .

24. Цзинь Юэфу. Чжунго шисюэ ши. (История китайской историографии). Шанхай, 1962.

25. Шицзин, Пер. Штукина А. А. М.,1957.

26. Штейн В. М. «Гуань-цзы». Исследования и перевод. М., 1959.

27. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». М.,1960.

28. Historians of China and Japan. London, 1962.

29. Legge J. Chinese classics with a Translation, Critical and Exegetical notes, Prolegomena and Copious Indexes in Seven Volumes. Hongkong, London, Oxford, 1865—1895.


На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
b_minorsky_co_1998.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type