|
Кроль Ю. Л. «Рассуждения о соли и железе» Хуань Куаня как памятник диалога, сформировавшего государственную доктрину Китайской империи // Страны и народы Востока. Выпуск XXIII. Дальний Восток (История, этнография, культура). М.: Наука, ГРВЛ, 1982. С. 41—61.
Если рассматривать «Рассуждения о соли и железе» («Янь
те лунь»), написанные во второй четверти I в. до и. э., на фоне
других западноханьских выступлений против казенных монополий
на соль и железо, обнаружится тесная связь ряда аргументов
«знатока писаний» и «достойного и хорошего человека»
из этого памятника с конфуцианской школой Гунъян комментаторов
«Чунь цю». Это вполне понятно, если учесть, что идейным
родоначальником конфуцианской оппозиции казенным монополиям
был Дун Чжуншу (179?—104? гг. до н. э.), крупнейший
теоретик школы Гунъян, и что автором «Рассуждений о
соли и железе», который дополнил текст дискуссии о соли и железе
81 г. до н. э., положенный им в основу этого трактата, и
воплотил в нем «методы одной школы», был Хуань Куань —
знаток «Чунь цю» с комментарием Гунъян, последователь и,
возможно, ученик учеников Дун Чжуншу (см. [19, гл. 24А,
с. 2022—2023, гл. 66, с. 4440]). Позиция «знатока писаний»,
солидаризировавшегося с космологическими взглядами Дун
Чжуншу (см. [27, гл. 54, с. 335—337]), и «достойного и хорошего
человека», во всяком случае, не противоречит взглядам
Хуань Куаня, который присоединился к ней в эпилоге трактата.
Таким образом, открывается возможность интерпретировать эту
позицию в свете учения Дун Чжуншу...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|